Паспорт программы развития 

Полное
наименование

«Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №2 на период 2012 – 2016 гг.»

«От ключевых компетенций – к успешной самореализации»

Разработчики
Коллектив педагогов школы под руководством директора
Мелехиной С.В.
Исполнители

Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры

Научно-методические основы
 

Ключевой идеей, положенной в основу разработки Программы, является создание модели школы максимально конкурентоспособной, обеспечивающей ее устойчивое развитие; ориентированной на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду; формирующей ключевые компетенции, социально-психологическую и культурную адекватность окружающему миру.

Концептуальные идеи программы:

- модернизация образовательного пространства школы;

- представление о лингвистическом образовании как системообразующем элементе деятельности школы;

- компетентностное образование (формирование ключевых метапредметных компетенций: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых, общекультурных, компетенций личностного самосовершенствования).

 

Источники, положенные в основу программы:

 
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка»;
3. Закон РФ « Об образовании»;

4. Национальная образовательная инициативы «Наша новая школа»;

5. Приоритетный национальный проект «Образование»

Кем принята
 
Педагогическим советом МБОУ ООШ №2 (Протокол № от 29 августа 2012 года)
Цель
Организация работы школы, направлена на:

- реализацию идеи личностного, интеллектуального, нравственного развития через гуманитаризацию содержания образования;

- обеспечение реализации программ для детей с высокими интеллектуальными способностями;

- обеспечение современного качественного образования, гарантирующего развитие и профессиональное самоопределение выпускника школы;

- готовность учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Задачи

1. Создать модель конкурентоспособной школы, предоставляющей качественные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственных стандартов образования.

2. Совершенствовать структуру инновационной деятельности школы, обеспечивающую формирование ключевых компетенций учащихся.

3. Модернизировать государственно-общественное управление школой, обеспечивающее инвестиционную привлекательность школы.

4. Развивать систему базового обучения.
 
Принципы
1. Личностного подхода
2. Гуманности
3. Демократичности
4. Научности
Приоритетные направления

1. Модернизация образовательной среды.

2. Создание условий для личностного роста всех субъектов образовательного процесса

3. Развитие в рамках школы открытого информационного пространства

4. Разработка практико-ориентированной модели образовательного учреждения предпрофильной школы

5. Формирование нового финансово-экономического механизма

Ожидаемые
результаты

1. Повышение уровня мотивации образовательной деятельности учителей и учащихся;

2. Внедрение современных образовательных технологий;

3. Мониторинг качества образования и оценка учебных достижений учащихся;

4. Охват современными технологиями 100% учащихся, применение инновационных форм уроков (до 85 %);

5. Создание банка программно-методических ресурсных материалов и вхождение в глобальное информационное пространство;

6. Оптимизация и совершенствование работы школьной методической службы;

7. Совершенствование технологий здоровьесбережения и обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся.

8. Формирование партнерских отношений участников образовательного процесса;

9. Развитие кадрового потенциала школы;

10. Развитие информационного пространства школы;

11. Интеграция основного и дополнительного образования;

12. Сформированность ключевых компетенций учащихся в соответствии с социальным запросом общества.

 
Срок действия
В период 2012-2016 годов
Этапы
реализации

I. Подготовительный (2012-2013 гг.)

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния, исходя из Концепции модернизации российского образования на период до 2016 года

II. Основной этап (2013-2014 гг.)

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние
III. Обобщающий (2015-2016 гг.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

Структура
1. Общие положения
2. Информационная справка о школе

3. Конкурентные преимущества школы и противоречия в ее развитии

4. Аналитико-прогностическое обоснование

5. Цель и задачи развития образовательной системы школы

6. Порядок мониторинга хода и результатов реализации программы

7. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние

8. Ресурсное обеспечение
9. Риски, их влияние и минимизация
10. Контроль выполнения программы
Приложения
Обеспечение
реализации

Финансовое: обеспечение реализации программы осуществляется на трех уровнях:

– государственном;
– субъекта федерации,
– собственные средства ОУ

Ресурсное: материальное, кадровое, научно-методическое, управленческое обеспечение, сетевое взаимодействия, ресурсы – социум, родительский, информационный.

Объем и
источники
финансирования

Объемы и источники финансирования в пределах бюджетных и привлеченных средств, обеспечение прозрачности отчета об эффективности их расходования.

Порядок
управления
реализацией

Управление реализацией программы осуществляется школьной стратегической командой и директором ОУ.

 
Порядок
мониторинга хода и
результатов реализации
Виды мониторинга:

- «входной» – определение начального, пер­вичного состояния исследуемого объекта;

- «промежуточный» – выявление промежуточ­ных результатов, причин отклонений от цели и приня­тие необходимых мер для их ликвидации;

- «итоговый» – оценка «выходных» данных, определение итоговых результатов.

 

Наличие инновационного учебного плана

Основной план инновационной деятельности 2014 

Охват обучающихся предпрофильной подготовкой и профильным обучением

Количество учащихся, охваченных предпрофильной подготовкой и профильным обучением в 2013/2014 уч. году (по форме) 

Класс

8

9

Человек

55

66

%

83%

100%

 Количество учащихся, охваченных предпрофильной подготовкой и профильным обучением в 2012/2013 уч. году (по форме) 

Класс

8

9

Человек

60

61

%

78%

100%

Количество учащихся, охваченных предпрофильной подготовкой и профильным обучением в 2011/2012 уч. году (по форме) 

Класс

8

9

Человек

62

67

%

50%

100%

 

Психолого-педагогическое сопровождение

Аналитические справки по итогам обследования (2014 год)

5 классы 9 классы

Программы и проекты:

Программа "Открытый мир" для несовершеннолетних, совершивших преступления, автор проекта: педагог-психолог Иванова Ирина Валентиновна

Проект по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми "Дом без насилия", автор проекта: педагог-психолог Иванова Ирина Валентиновна

 

Деятельность школы в качестве экспериментальной площадки 

Районная творческая лаборатория по теме:


«Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания в урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»


Общий срок реализации проекта: 2013-2014 учебный год

Руководитель инновационного проекта: Шипицина Т.Ф., заместитель директора по УМР
Куратор инновационного проекта: Агибалова Н.В., заместитель начальника РУО 

1. Актуальность темы:

Одно из основных противоречий современной школы заключается в том, что, с одной стороны, процесс получения знаний носит индивидуальный характер, с другой стороны – обучение организуется в массовом масштабе. Потому, главная задача учителя найти гармоничное сочетание массового обучения и индивидуального усвоения знаний.
Ключевые проблемы, связанные с данным противоречием:
- Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;
- Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Возможные пути решения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация обучения, как одно из важных направлений гуманизации процесса обучения и воспитания. 
Коллектив школы видит своих выпускников интеллектуальными, творческими, стремящимися к познанию людьми, обладающими навыками общей культуры, саморазвития, самообразования.

2. Краткая информация об имеющейся инновационной деятельности

Школа имеет высокую степень ориентации на индивидуализацию образовательного процесса.
Для решения поставленной задачи мы создаем условия, при которых каждый ученик находит сферу применения своей индивидуальности и своих интересов. 

В школе существует система, объединяющая проведение педсоветов, методических семинаров, заседаний МО, совещаний при директоре, на которых обсуждаются вопросы управления познавательной деятельностью учащихся через индивидуальный и дифференцированный подход. Управление инновационной деятельностью осуществляется через методический совет школы, методические объединения учителей и временные творческие формирования.

Деятельность школы по индивидуализации и дифференциации образовательного процесса немыслима без определения индивидуальных особенностей личности ученика, без мониторинга развития его качеств. Психологическое сопровождение обучения, развития и воспитания строится исходя из особенностей школы, контингента учащихся, традиций и творческого потенциала педагогического коллектива. Диагностика индивидуальных особенностей начинается с момента поступления первоклассника в школу, диагностируется адаптация первоклассников к школьной жизни, проводится социометрия, для изучения особенностей развития познавательной сферы всех учащихся используются методики:
• Внимания (тест Бурдона)
• Мышления (Оригинальность (креативность) и гибкость мышления – Е.Е.Тупик)
• Памяти (Типы памяти)
• Методика диагностики личностного роста учащихся (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)

Увеличивается количество педагогов, владеющих и применяющих эффективные педагогические технологии. В практике работы педагогов современные технологии: информационные, разноуровневое обучение, развивающее обучение и обучение в сотрудничестве. Возросло количество педагогов изучивших и использующих исследовательские, проблемные методы обучения, здоровьесберегающие технологии, технологию развития критического мышления, ТРИЗ.
Считаем важным повышение методического мастерства учителей. За последние 3 года организованы и проведены практические занятия и семинары по изучению литературы и опыта работы других школ по дифференциации и индивидуализации, по изучению и применению образовательных технологий, направленных на эффективность урока и внеурочной деятельности за счет учета индивидуальных особенностей и способностей детей. 

Все учителя школы за последние 5 лет прошли курсы повышения квалификации, в том числе по темам:

• Реализация системно – деятельностного подхода при формировании иноязычной компетенции уч-ся основной и старшей школы в русле требований ФГОС (Климова Е.М.)
• Реализация системно – деятельностного подхода при формировании иноязычной компетенции учащихся (Тарасова Н.В.)
• Организация и проведение проектно-исследовательских работ по физике (Бездомникова С.В.)
• Создание благоприятных условий для развития талантливых уч-ся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования (Вожакова Н.Д.)
• Современные технологии обучения одаренных детей: система диагностики и выявления, сопровождения, развития, индивидуальная работа (Шипицина Т.Ф.)
• «Создание информационно-развивающей среды основной школы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта» Концептуальные и технологические основы ФГОС ( Ощепкова И.Н., Оборин А.В.)
• Развитие учебной мотивации в условиях внедрения ФГОС (Учителя начальной школы)
Важным является подготовка педагогического коллектива к введению профильного обучения (как средства дифференциации и индивидуализации обучения в основной школе) по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана. 
Школа ориентирована на формирование классов различной направленности: (6в – класс военнно – спортивной направленности, 6а – эстетической направленности, 5а – технологическая направленность), в перспективе – это организация профильных классов. 

4-й год мы реализуем школьный проект «Система выявления и сопровождения способных детей: в учебе, спорте, творчестве, труде», основные модули которого:
• Ищем способных, развиваем способности
• Учимся интересно!
• Творчество и труд
• Здоровье и безопасность
• Я – патриот и гражданин

Значимые видимые результаты проекта: создание банка способных детей, ежемесячное подведение итогов школьного конкурса «Человек месяца», ежегодное подведение итогов конкурса «Человек года», «Лучшие классные коллективы года».

В 2009 – 2010 уч.г. участвовали в районном проекте «Эффективные способы формирования общеучебного навыка чтения»
По данной теме в 2011-2012 у.г проведен районный семинар социальных педагогов района по теме «Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания. Работа со слабоуспевающими учащимися»

В 2012-2013 уч.г проведен семинар директоров района.
В рамках совещания были показаны открытые уроки и внеурочные мероприятия, на которых была продемонстрирована работа школы по дифференцированному и индивидуальному подходу. Она выражалась в ролевой групповой работе на уроках; в вариативности заданий и обратной связи в ходе урока; работе в соответствие с уровнями усвоения знаний. Показана внешняя (класс военно – спортивной направленности) и внутриклассная дифференциация (уроки в 7в, 6б, 9в классах)
Тема Круглого стола «Возможности самореализации учащихся и учителей школы в условиях перехода на новые стандарты» раскрывала систему работы школы по теме семинара. Через традиции школы, а также новинки был представлен опыт работы по реализации программы «Система выявления и сопровождения способных детей: в учебе, спорте, творчестве, труде», были раскрыты возможности для личностного роста учителей школы.

 

О работе в данном направлении говорят методические темы за последние 3 года:
Методическая тема школы в 2011-2012 уч.году «Повышение учебной мотивации в аспекте компетентностного подхода».
Методическая тема школы 2012-2013 «Реализация потенциала ученика и учителя в контексте личностно – ориентированного обучения и воспитания»
Методическая тема школы 2013-2014 «Метапредметные результаты: формы достижения, инструментарий оценивания»

3. Описание проекта.

Цель: систематизация теоретических и прикладных знаний по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения. Освоение педагогами путей реализации дифференцированного и индивидуального обучения для формирования УУД. Обобщение и распространение опыта работы по данной проблеме, трансляция накопленного опыта для учителей школы и района.

Задачи:

1. Изучить нормативно – правовую и методическую литературу по теме.
2. Учителям, классным руководителям изучить методы диагностики личности ребенка , мониторинга качества образования , использовать их в практике работы.
3. Повысить компетентность педагогов в освоении и внедрении технологий, форм и методов организации активной индивидуальной и дифференцированной образовательной деятельности учащихся;
4. Разработать методические рекомендации для учителей по овладению методами работы с разными категориями учащихся и организации индивидуализированного и дифференцированного образовательного процесса.
5. Создать систему научно-методического сопровождения, стимулирования творческой, педагогической, инновационной деятельности педагогов.

4. Прогнозирование результатов

В ходе инновационной работы ожидаются следующие результаты:
1. Повышение теоретического и практического уровня профессиональной компетентности педагогов по технологии индивидуализации и дифференциации.
2. Апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии оценивания индивидуальных образовательных достижений. 
3. Обобщение опыта работы педагогов по теме «Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания в урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»
4. Накопление информационных образовательных ресурсов: информационных бюллетеней, буклетов, проспектов, информирующих об инновационном опыте работы.

5. Продукт деятельности

1. Выпуск печатных материалов с разработками уроков по теме «Формирование вдумчивого читателя через дифференцированный и индивидуальный подход».
2. Выпуск печатных материалов с разработками мастер – классов, сообщениями педагогов по проблеме ««Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания в урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»
3. Выпуск методических рекомендаций по применению в образовательном процессе технологии оценивания образовательных достижений.
4.Открытые уроки и внеклассные мероприятия с приглашением учителей естественных наук, технологии, иностранных языков. 
5. Выступление педагогов на семинарах, научно-практических конференциях.
6. Информирование общественности через печатные (методическая газета «Подсолнух», ученическая газета «Радуга») издания и электронные СМИ (школьный сайт) о достигнутых положительных образовательных и социальных результатах от внедрения передовых инновационных практик, материалов из опыта работы творческой лаборатории.

Календарный план работы творческой лаборатории

Анализ работы творческой лаборатории

Участие школы в диссеминации передового педагогического опыта 

Диссеменация опыта учителей школы 

 

Темы для самообразования (методические темы) учителей основной школы на 2016-17 учебный год:

1. Разбойникова Н.В. – «Совершенствование методики анализа художественного текста».

2. Санникова Т.О. – «Организация и проведение метапредметных испытаний».

3. Парфенова В.П. – «Работа над научно-исследовательским проектом как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

4. Вожакова Н.Д. – «Организация работы с текстом: учимся вдумчиво читать, слушать, писать и говорить».

5. Мелешина Н.Н. – «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы».

6. Винокурова Н.И. – «Работа с одарёнными детьми».

7. Крейтер Ю.Г. – «Конструирование урока истории по ФГОС».

8. Шипицина Т.Ф. – «Метапредметный подход в преподавании биологии»

9. Кайсина Л.Н. –« Метапредметный подход на уроках ОБЖ для формирования современного уровня культуры безопасности (3-й год).

10. Иванова И. В. – «Сопровождение учащихся в рамках образовательного процесса» (1-й год).

11. Бездомникова С. В. – «Работа с различными видами информации».

12. Мелехина С. В.- «Работа с программой Stratum» (2-й год).

13. Ощепкова И. Н. – «Работа с текстом учебника» (3-й год)

14. Климова Е.М. – «Развитие диалогической речи»

15. Оборин А.В. – «Смысловое чтение на уроках иностранного языка»

16. Тарасова Н.В. – «Интеграция на уроках иностранного языка»

17. Безматерных Е.С. – «Формирование навыков смыслового чтения при работе с учебником»

18. Кладова Е.А. – «Смысловое чтение текста на уроках математики»

19. Лукиных В.П. – «Технология дифференцированного обучения на уроках математики»

20. Носова С.В. – « Формирование системы работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

21. Верхоланцева С.Н. – «Контроль знаний учащихся: разноуровневый и дифференцированный подходы»